Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕЛАГИЙ I
55, С. 274-280 опубликовано: 9 февраля 2024г.


ПЕЛАГИЙ I

[Лат. Pelagius] († 4.03. 561), папа Римский (рукоположен 16 апр. 556). Отрывочные сведения о П. в источниках отражают неоднозначное отношение к нему современников. Получив Папский престол от визант. императора в обмен на отказ от своих убеждений, П. был вынужден бороться за признание на Западе. Разнообразные трудности, с к-рыми сталкивался П., получили отражение в его переписке (полностью или во фрагментах сохр. 96 посланий), где затрагивается широкий круг вопросов, общих (апология V Вселенского Собора, укрепление позиций Папского престола) и частных (дисциплинарные нарушения клириков и монахов, рутинные адм. распоряжения) (Neil. 2015). В историографии П. рассматривается как 2-й Римский понтифик эпохи «византийского папства», характерными для которой были зависимость Папского престола от Византийской империи и усиление политического, экономического и культурного влияния Востока.

До избрания на Папский престол

Пелагий I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)
Пелагий I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Пелагий I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)
Согласно Liber Pontificalis, отец П., римлянин Иоанн, был «викарианом» (uicarianus), предположительно находившимся на службе у викария Рима (см.: Neil. 2015. P. 207). По свидетельству Прокопия Кесарийского, П. пользовался «большой славой среди италийцев» (Procop. Bella. VII 16), возможно, по причине своего высокого происхождения. Он впервые упоминается как диакон Римской Церкви среди лиц, сопровождавших папу свт. Агапита I (535-536) во время путешествия в К-поль. По требованию папы Римского имп. Юстиниан I сместил К-польского патриарха Анфима I, который выступал за компромисс с умеренными монофизитами (см. Монофизитство). Вместо него понтифик рукоположил свт. Мину (536-552). Согласно Либерату Карфагенскому, незадолго до кончины (22 апр. 536) Агапит I назначил П. папским апокрисиарием в К-поле (Liberat. Breviar. 21), но в др. источниках об этом не упоминается (в 537 должность апокрисиария занимал диак. Вигилий (папа Римский в 537-555) - LP. T. 1. P. 292). Вместе с др. представителями Римской Церкви П. присутствовал на К-польском Соборе (536), участники к-рого отвергли компромисс с монофизитами. Они одобрили низложение патриарха Анфима и осудили монофизита Севера Антиохийского и его последователей (ACO. T. 3. P. 113, 127, 182, 251). После того как свита покойного понтифика вернулась в Рим, П. остался в столице империи. Он стал «очень близким другом императора Юстиниана» (Procop. Bella. VII 16) и приобрел влияние при дворе.

Папа Римский св. Сильверий (536-537) был избран вскоре после начала войны между византийцами и готами за господство над Италией. Захватив Рим, визант. полководец Велизарий сместил понтифика по обвинению в тайных переговорах с готами и назначил на его место диак. Вигилия, к-рый пользовался доверием византийцев (Procop. Bella. V 25). В ряде источников («Краткая история несториан и евтихиан» Либерата Карфагенского, «Хроника» Виктора Туннунского, жизнеописания пап Сильверия и Вигилия в Liber Pontificalis) смещение папы Сильверия приписывается имп. Феодоре, к-рая сочувствовала монофизитам. Императрица якобы потребовала, чтобы Сильверий отменил решения своего предшественника, реабилитировал Анфима и вступил в общение с монофизитами. Получив отказ, Феодора велела Велизарию арестовать понтифика по обвинению в тайных переговорах с готами. Возведенный на Папский престол Вигилий пообещал императрице выполнить все ее пожелания. Согласно Либерату, Сильверий был сослан в Ликию, но местный епископ убедил императора вернуть низложенного понтифика в Рим, несмотря на препятствия, к-рые создавал П. по поручению Феодоры. Тем не менее Велизарий выдал Сильверия Вигилию, к-рый отправил своего противника на о-в Пальмария (ныне Пальмарола) в Тирренском м. и там уморил голодом (Liberat. Breviar. 22). В Liber Pontificalis не упоминается о ссылке Сильверия на Восток, но виновником его смерти назван Вигилий (LP. T. 1. P. 293, 297). Согласно Прокопию Кесарийскому, Сильверий был убит по распоряжению имп. Феодоры (Procop. Hist. arc. 1. 11, 27). Сведения о соглашении между Вигилием и императрицей скорее всего вымышлены, но репутация Вигилия была испорчена его сотрудничеством с визант. властями, к-рые жестоко расправлялись с противниками (см.: The Acts. 2009. Vol. 1. P. 42-44). Угождая византийцам, П. выступал на стороне Вигилия. Вероятно, Вигилий назначил его папским апокрисиарием в К-поле (Liberat. Breviar. 23; ср.: Procop. Hist. arc. 27).

Находясь в столице империи, П. оказывал влияние на религ. политику имп. Юстиниана. По его рекомендации на патриаршую кафедру Александрии был назначен Павел I Тавеннисиот, к-рому поручили подавить монофизитское движение в Египте. Впосл. император велел сместить Павла и направил П. в Палестину, чтобы организовать низложение патриарха и возведение на Александрийскую кафедру Зоила. Согласно Либерату Карфагенскому, во время этого путешествия П. встретился с палестинскими монахами, убедившими его ходатайствовать перед императором об осуждении учения Оригена, которое вызывало ожесточенные конфликты в монашеской среде. Вместе с патриархом Миной П. убедил императора издать эдикт с осуждением оригенизма (ACO. T. 3. P. 189-214; подробнее см. в ст. Оригенистские споры). По мнению Либерата, П. т. о. стремился ослабить позиции своего соперника, Феодора Аскиды, советника императора по религ. вопросам, к-рый выступал в защиту оригенистов (Liberat. Breviar. 23). В ответ Феодор Аскида при поддержке имп. Феодоры предложил план воссоединения умеренных монофизитов на основе частичного пересмотра результатов Халкидонского (IV Вселенского) Собора. Для этого нужно было осудить богословов V в., к-рые критиковали учение свт. Кирилла Александрийского и подвергались обвинениям в несторианстве, но не были осуждены Халкидонским Собором. В 544 или 545 г. имп. Юстиниан издал эдикт с осуждением Феодора Мопсуестийского, богословских сочинений Феодорита Кирского и Послания к Мари, к-рое составил Ива Эдесский («Три Главы»). Т. о., в источниках непосредственной причиной спора о «Трех Главах» названо соперничество П. и Феодора Аскиды (Ibid. 24; ср.: Facund. Pro defens. cap. I 2. 3-6; см.: Pelag. Diac. In defens. trium cap. P. XXVIII-XXIX). По мнению современных исследователей, эти интриги могли иметь лишь второстепенное значение, т. к. имп. Юстиниан давно искал способ заключить соглашение с умеренными монофизитами. Так, о возможном осуждении «Трех Глав» как об уступке монофизитам упоминалось еще в 532 г. (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 10-12). Начавшееся в 40-х гг. VI в. обособление монофизитов от имперской Церкви через создание параллельной иерархии побудило Юстиниана ускорить поиски компромисса между сторонниками и противниками Халкидонского Собора, чтобы восстановить религ. единство империи (Ibid. P. 18-22).

Осуждение «Трех Глав» было негативно воспринято халкидонитами. К-польский патриарх Мина заявил папскому апокрисиарию Стефану, что готов отозвать свою подпись под имп. эдиктом, если не будет получено согласие папы Римского. Патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима одобрили эдикт лишь под давлением императора (Facund. Pro defens. cap. IV 4. 2-9). Т. о., мнение папы Вигилия приобрело особую значимость, но понтифик занял неопределенную позицию. Визант. придворные круги, к-рым он был обязан возведением на Папский престол, требовали от него согласия с имп. политикой, однако на Западе осуждение «Трех Глав» было воспринято как ревизия решений Халкидонского Собора, подкрепленных авторитетом свт. Льва I Великого. Папский апокрисиарий Стефан и находившийся в К-поле св. Датий (Даций), еп. Медиоланский (Миланский), отказались одобрить имп. эдикт и разорвали отношения с патриархом Миной. Некий африкан. еп. Понтиан выразил протест против анафематствования давно умерших богословов, в к-ром были заинтересованы лишь монофизиты (PL. 69. Col. 995-998; The Acts. 2009. Vol. 1. P. 111-112). В нояб. 545 г. при неясных обстоятельствах папа Вигилий покинул Рим и отправился на Сицилию. Согласно легендарной версии, изложенной в Liber Pontificalis, Вигилий, не пожелавший вступить в общение с монофизитами, навлек на себя гнев имп. Феодоры, к-рая велела взять его под стражу; римляне, ненавидевшие понтифика за интриги против Сильверия и за различные беззакония, не воспрепятствовали его аресту (LP. T. 1. P. 296-297). По мнению Виктора Туннунского, византийцы хитростью выманили понтифика из Рима (subtiliter compellit - MGH. SS. AA. T. 11. P. 201). Возможно, Вигилий по собственному желанию покинул город, опасаясь возвращения готов (см.: LP. T. 1. P. 300; The Acts. 2009. Vol. 1. P. 45).

Примерно в то же время в Рим прибыл П., который, по свидетельству Прокопия, привез из К-поля «большие деньги». Во время осады города остгот. кор. Тотилой (545-546) П. помогал страдавшим от голода римлянам и завоевал их доверие. Он вступил в мирные переговоры с Тотилой, но потерпел неудачу (Procop. Bella. VII 16-17). Когда готы ворвались в Рим (17 дек. 546), П. встретил короля в Ватиканской базилике и попросил его не проливать кровь; король запретил готам творить насилие над жителями захваченного города. П. также убедил короля не наказывать рим. сенаторов, к-рые поддерживали византийцев. Впосл. Тотила послал П. и «ритора» Теодора к имп. Юстиниану, но император отказался вести переговоры с готами (Ibid. 20-21; см.: Pelag. Diac. In defens. trium cap. 1932. P. XXXI-XXXII; Sotinel. 2007. P. 90).

Тем временем находившийся в Катине (Катане; ныне Катания, Сицилия) папа Вигилий пытался определить свою позицию в споре о «Трех Главах». Прибывшие к понтифику еп. Даций Медиоланский и представители Африканской Церкви убеждали его выступить против императора; патриарх Александрийский известил Вигилия о том, что его согласие с имп. эдиктом было вынужденным. По прибытии в К-поль (25 янв. 547) Вигилий вместе с Дацием и африкан. епископами отверг эдикт и отказался вступить в общение с патриархом Миной. Однако папа Римский сразу же подвергся давлению византийцев, к-рые в июне 547 г. убедили его вступить в общение с патриархом Миной. Возможно, именно тогда он подписал тайное обязательство способствовать осуждению «Трех Глав» (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 24). При этом сопровождавшие его зап. епископы, в т. ч. Факунд Гермианский, выступали против соглашения с византийцами (Facund. Pro defens. cap. Praef. 2; Idem. Contr. Mocian. 36). Издание декларации («Судебное решение» - Iudicatum), в которой папа Римский анафематствовал Феодора Мопсуестийского, сочинения Феодорита и послание Ивы (11 апр. 548), вызвало негативную реакцию на Западе (MGH. SS. AA. T. 11. P. 202), поэтому в 550 г. император позволил Вигилию отозвать декларацию. Было решено вынести вопрос на соборное обсуждение; при этом понтифик тайно пообещал следовать указаниям императора (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 198-199). Диак. Рустик, племянник Вигилия, сообщил о его действиях П., находившемуся на Сицилии (Ibid. P. 190). В отличие от Вигилия П., прежде пользовавшийся доверием императора, высказался против осуждения «Трех Глав». Вместе с римским диак. Анатолием он обратился за консультацией к авторитетному африкан. богослову Фульгенцию Ферранду (Facund. Pro defens. cap. IV 3. 7). Тот расценил осуждение «Трех Глав» как попытку подорвать авторитет Халкидонского Собора. По мнению Ферранда, Церковь не должна была осуждать давно умерших людей, а император - единолично вводить догматические новшества (Ferrandus. Ep. 6 // PL. 67. Col. 921-928; The Acts. 2009. Vol. 1. P. 109-121).

Летом 551 г. П. прибыл в К-поль, вероятно, чтобы побудить Вигилия оказывать сопротивление религ. политике имп. Юстиниана. К тому времени император усилил давление на зап. епископов и издал 2-й эдикт против «Трех Глав». Воспринимая издание эдикта до созыва Собора как нарушение договоренности, Вигилий потребовал отозвать эдикт и велел епископам игнорировать его. Призыву понтифика последовал Александрийский патриарх Зоил (за это он был низложен), но императора поддержали К-польский патриарх Мина и Феодор Аскида. Папа Вигилий и объединившиеся вокруг него епископы отлучили Мину от Церкви и низложили Феодора Аскиду (14 авг. 551 - Schwartz. 1940. S. 10-15), но не обнародовали это решение в надежде на отмену эдикта. Этого не произошло, и Вигилий со свитой, опасаясь репрессий, укрылся в ц. св. Петра при дворце Вуколеон. Посланные за ним воины устроили погром в храме, но не смогли вывести понтифика; тот покинул церковь только тогда, когда получил гарантии неприкосновенности. После этого Вигилий и его окружение содержались под охраной; византийцы то запугивали их, то пытались подкупить; чтобы подорвать влияние понтифика, они распространяли дезинформацию о его поведении (Ibid. S. 5, 22-25).

В дек. 551 г. папа Вигилий вместе со своими клириками и с епископами Дацием Медиоланским и Верекундом Юнкским бежал из дворца Плацидии в мартирий св. Евфимии в Халкидоне. В ответ на угрозы императора папа Римский издал энциклику «Dum in sanctae Euphemiae», где описал притеснения, к-рым он подвергался, изложил исповедание веры и потребовал прекратить гонения на несогласных (5 февр. 552 - Schwartz. 1940. S. 1-10; The Acts. 2009. Vol. 1. P. 170-179). Когда византийцы насильно вывели из мартирия помощников папы, диаконов П. и Туллиана (Schwartz. 1940. S. 16), Вигилий обнародовал отлучение Мины и Феодора Аскиды. После длительных переговоров Вигилий согласился снять отлучение при условии, что Мина и Феодор Аскида дадут клятву соблюдать решения 4 Вселенских Соборов и следовать учению свт. Льва Великого, а также будут своевременно извещать понтифика о своих действиях.

Имп. Юстиниан потребовал, чтобы папа Вигилий принял участие во Вселенском Соборе, к-рый должен был окончательно решить вопрос о «Трех Главах». Однако Вигилий колебался, т. к. участниками Собора были почти исключительно вост. епископы: они не могли или не желали противоречить императору (ср.: The Acts. 2009. Vol. 1. P. 27-28, 51-52). П. был посредником на переговорах Вигилия и Юстиниана; он добился от императора 20-дневной отсрочки для понтифика. Заседания Собора открылись 5 мая 553 г. в отсутствие папы Вигилия, к к-рому примкнули 17 епископов из Италии, Иллирика и Сев. Африки, а также 2 епископа из М. Азии. Отказавшись прибыть на Собор, папа 14 мая 553 г. издал пространную декларацию, известную как «Определение о Трех Главах» (Constitutum de tribus capitulis - Coll. Avel. T. 1. P. 230-320; The Acts. 2009. Vol. 2. P. 141-213). В «Определении...» содержится апология Феодора Мопсуестийского (хотя фрагменты его сочинений, предоставленные Вигилию императором, осуждаются как еретические), Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Вигилий выступил против попыток вост. богословов «уточнить» или «исправить» постановления Халкидонского Собора, которые были одобрены Папским престолом и составили неотъемлемую часть церковного Предания. Кроме 17 епископов «Определение...» подписали рим. архидиак. Теофаний и диаконы П. и Петр. Возможно, составителем текста был П. (см.: Ertl N. Diktatoren frühmittelalterlichen Papstbriefe // Archiv für Urkundenforschung. Lpz.; B., 1938. Bd. 15. S. 56-132). Ознакомившись с «Определением...», император решил наказать папу Римского: участникам Собора представили тайные обязательства, подписанные Вигилием, и послания, в к-рых он высказывался против «Трех Глав» (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 187-199; The Acts. 2009. Vol. 2. P. 79-97). После этого Юстиниан велел вычеркнуть имя Вигилия из диптихов, хотя общение с Римской Церковью не было разорвано. Вероятно, император надеялся на отмену «Определения...», т. к. указ, зачитанный участникам Собора 26 мая, был обнародован лишь 14 июля (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 53-54).

Соборное осуждение «Трех Глав» позволило имп. Юстиниану перейти к более жесткому давлению на Вигилия. Папа Римский был помещен под стражу; его советников, в т. ч. П., заключили в различные мон-ри. Нет точных сведений о том, что происходило с Вигилием до дек. 553 г., когда понтифик одобрил решения V Вселенского Собора, возложив ответственность за свое прежнее поведение на недобросовестных советников, в т. ч., вероятно, на П. Невзирая на капитуляцию Вигилия и его помощников, П. отверг решения Вселенского Собора. Находясь в заключении, он составил полемическое сочинение против Вигилия и апологию послания Ивы Эдесского (не сохр.), а также трактат «В защиту Трех Глав» (In defensione trium capitulorum - CPL, N 1703; текст без начала и конца сохр. в единственной ркп. Orléans. Bibl. municip. 73 (70), IX в.). Приняв за образец трактат Факунда Гермианского, П. собрал воедино исторические, богословские и нравственные аргументы в пользу «Трех Глав». Возражения Феодорита Кирского и Ивы Эдесского против христологии свт. Кирилла Александрийского П. считал справедливыми или, по крайней мере, не противоречившими правосл. учению, к-рое было выражено в догматическом определении Халкидонского Собора, а не в анафематизмах свт. Кирилла. Т. о., Феодор, Феодорит и Ива не были единомышленниками Нестория, как утверждали монофизиты; их не осудили участники Халкидонского Собора и свт. Лев Великий. Согласно П., противники «Трех Глав» фактически выступали в союзе с монофизитами, стремившимися подорвать авторитет Халкидонского Собора. Избегая выпадов против императора, П. критиковал противоречивое и переменчивое поведение папы Вигилия, которое привело его к отступлению от правосл. учения. Вероятно, в то же время П. занимался переводом на латынь греч. систематического собрания Apophthegmata Patrum (лат. версия, над которой работал также рим. субдиак. Иоанн, известна как «Наставления святых отцов» (Adhortationes sanctorum patrum - CPG, N 5570); см.: Neil. 2015. P. 208).

После капитуляции папа Вигилий провел в К-поле более года и на обратном пути в Рим скончался (7 июня 555). Имп. Юстиниан решил назначить нового папу Римского в обход традиц. процедуры избрания. Наиболее удобным кандидатом был П., некогда близкий к имп. двору и пользовавшийся авторитетом среди римлян (Battistella. 2017. S. 189). Ему было предложено занять Папский престол при условии согласия с решениями V Вселенского Собора. П. принял это условие и весной 556 г. отправился в Италию. В Liber Pontificalis приведен наполовину вымышленный рассказ о том, что римляне попросили имп. Юстиниана, который держал папу Вигилия в заточении, освободить понтифика и вернуть его в Италию. Император предложил римлянам выбор - вернуть Вигилия или назначить на его место П. Римляне выбрали Вигилия, но согласились с тем, что П. должен стать его преемником (LP. T. 1. P. 299).

Понтификат

В Риме, как и на всем лат. Западе, П. первоначально восприняли как отступника от правосл. веры, отказавшегося от своих убеждений, чтобы получить Папский престол. Согласно Liber Pontificalis, на него возлагали ответственность за страдания и смерть папы Вигилия, к-рого римляне считали исповедником (см.: Sotinel. 2007. P. 93-94). Монахи и влиятельные миряне уклонились от общения с П. (LP. T. 1. P. 303; ср.: Pelagius I. Ep. 35, 80). Его рукоположение совершили епископы Перузии (ныне Перуджа) и Ферентина (ныне Ферентино) в присутствии пресв. Андрея из Остии. Это противоречило рим. традиции, к-рая требовала участия епископов Остии, Альбана и Римского Порта. Возможно, эти кафедры были вакантными из-за разрушительной войны и длительного отсутствия папы Римского, но есть и др. объяснение: епископы уклонились от участия в церемонии (LP. T. 1. P. 304; Sotinel. 2007. P. 94). В пользу 2-й версии может свидетельствовать упоминание Виктора Туннунского об «отступниках» (praeuaricatores), к-рые рукоположили П. (MGH. SS. AA. T. 11. P. 204). Вскоре после возведения на Папский престол П. возглавил процессию от ц. св. Панкратия к Ватиканской базилике и торжественно поклялся в своей непричастности к смерти Вигилия (LP. T. 1. P. 303).

В Риме П. удалось упрочить свои позиции, вероятно, во многом благодаря поддержке визант. военачальника Нарсеса, к-рый управлял Италией от имени императора. Однако авторитет папы Римского на Западе был подорван из-за действий Вигилия и П., к-рые вопреки традиции были возведены на Папский престол по распоряжению визант. императора. П. было трудно очиститься от обвинения в предательстве правосл. веры, т. к. его выступления в защиту «Трех Глав» и против V Вселенского Собора были широко известны (Pelagius I, papa. Ep. 80). Добиваясь признания своей легитимности, П. проводил политику примирения, декларировал верность церковной традиции и принижал значение спора о «Трех Главах». Обращаясь к западным адресатам, он редко упоминал о V Вселенском Соборе и скрывал сведения о событиях в К-поле, известных на Западе лишь в общих чертах, хотя в переписке с византийцами он ссылался на решения Собора (см., напр.: Ibid. 60). Лат. перевод деяний Собора подвергся цензуре (из него были устранены данные о конфликте между папой Вигилием и участниками Собора) и почти не получил распространения (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 104-105). В энциклике, адресованной «всему народу Божию», П. декларировал верность решениям 4 Вселенских Соборов, особенно Халкидонского Собора, а также учению своих предшественников, в первую очередь свт. Льва Великого. Не упоминая о V Вселенском Соборе, П. признал православными «досточтимых епископов Феодорита и Иву» (Pelagius I, papa. Ep. 11). Т. о., П. применил ту же тактику, к-рую ранее использовал папа Вигилий в посланиях к Аврелиану Арелатскому и к Валентиниану, еп. Том (Томиса): он заявил, что осуждение «Трех Глав» не противоречило учению 4 Вселенских Соборов и Римских понтификов и не затрагивало личности Ивы Эдесского и Феодорита Кирского (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 195-198; The Acts. 2009. Vol. 2. P. 91-96). В др. посланиях П. признавал, что ранее придерживался др. мнения, но затем осознал свое заблуждение подобно ап. Петру, к-рый последовал совету ап. Павла, и блж. Августину (Pelagius I, papa. Ep. 19; см.: The Acts. 2009. Vol. 1. P. 55-56). Находясь в уязвимом положении, П. предпочитал не касаться сути разногласий и переводил полемику в сферу церковной дисциплины. По его словам, Вселенская Церковь вынесла решение по вопросу о «Трех Главах», все христиане были обязаны соблюдать его. Он указывал на необходимость хранить единство Церкви, «основанием» к-рой были «апостольские престолы», и в первую очередь - Римская кафедра. Т. о., подчинение «апостольским престолам» было важнейшим критерием принадлежности к Церкви (напр.: Pelagius I, papa. Ep. 10, 39; см.: Eno. 1989. P. 53-54; Idem. 1990. P. 134-139).

П. утверждал, что его позицию разделяли епископы рим. Африки, Иллирика и Востока (Pelagius I, papa. Ep. 19). В Африке и в Иллирике оппозиция религ. политике имп. Юстиниана была подавлена насильственными мерами (The Acts. 2009. Vol. 1. P. 31-32). Сторонники «Трех Глав», напр. Факунд Гермианский, к-рый называл Вигилия и П. «римскими отступниками» (Romani praeuaricatores - Facund. Ep. fidei catholicae. 7), бежали или были схвачены властями. Церковные иерархи франк. Галлии, неподвластной византийцам, осуждали политику Юстиниана. Так, св. Ницетий, еп. Треверский (Трирский), обвинил императора в ереси и потребовал, чтобы тот прекратил гонения на православных. Когда П. известил Сапауда, еп. Арелатского, о своем возведении на Папский престол (Pelagius I, papa. Ep. 1), в Рим прибыл посол франк. кор. Хильдеберта I († 558), к-рый сообщил понтифику о том, что в Галлии его считали еретиком. В ответ П. заявил, что спор о «Трех Главах» не имел большого значения; решения V Вселенского Собора не противоречили учению Халкидонского Собора и свт. Льва Великого; порочащие П. слухи, по его словам, якобы распространяли несториане (Ibid. 3). По требованию короля П. послал ему исповедание веры, в котором подчеркивал свою верность халкидонскому богословию (Ibid. 7). Впосл. П. упрекал галльских епископов за непочтительное отношение и настаивал на том, чтобы они присоединились к тем многим церковным иерархам, которые осудили «Три Главы» (Ibid. 19). Со временем П. был признан в Галлии (подробнее см.: Wood I. N. The Franks and Papal Theology, 550-660 // The Crisis of the Oikoumene. Turnhout, 2007. P. 226-230; Battistella. 2017. S. 77-121).

Положение в Италии было особенно неблагоприятным для П. Мн. епископы рассматривали его как еретика и отказывались поминать его за богослужением. Так поступили 7 епископов пров. Аннонарная Тусция, по требованию паствы объявившие о разрыве общения с понтификом. В ответном послании П. призвал их не отделяться от Церкви и еще раз подтвердил, что исповедует учение 4 Вселенских Соборов и свт. Льва Великого, а также пригласил епископов посетить Рим для обсуждения спорных вопросов (Pelagius I, papa. Ep. 10). Вероятно, большинство епископов подчинились П.; из их числа только Максимилиан и Теренций впосл. упоминаются как непримиримые противники папы Римского (Ibid. 65; см.: Battistella. 2017. S. 123-133). В общение с П. отказался вступить и Секунд, еп. Тавромения (ныне Таормина, Сицилия) (Pelagius I, papa. Ep. 41, 78-79; см.: Battistella. 2017. S. 180-188).

Самое сильное сопротивление П. встретил в Сев. Италии. Отчасти это можно объяснить наличием регионального самосознания и стремлением к церковной и политической автономии. Церковные иерархи во главе с епископами Медиолана и Аквилеи не подчинялись папе Римскому и самостоятельно решали важнейшие вопросы (Sotinel. 2007. P. 85-87). Население региона единодушно поддерживало епископов, к-рые выступали в защиту «Трех Глав» и отказались признать П. (Ibid. P. 92-93, 101). После кончины св. Дация Медиоланского, одного из влиятельных противников религ. политики имп. Юстиниана, центром оппозиции стала Аквилея, где на епископскую кафедру был избран Павел (Павлин I) (557-569), принявший титул «патриарха». Избрание и рукоположение Павла стали началом аквилейской схизмы, объединившей епископов Сев.-Вост. Италии. Павел обвинил П. в отступничестве от правосл. веры; в ответ понтифик объявил его схизматиком, т. к. он не покорился «апостольским престолам» и нарушил единство Церкви (Pelagius I, papa. Ep. 24). После этого П. стал проводить более жесткую политику по отношению к своим противникам, опираясь на поддержку визант. властей и покорившихся ему епископов Центр. и Юж. Италии. Папа Римский объявлял своих оппонентов раскольниками и требовал, чтобы власти положили конец их деятельности (Eno. 1990. P. 137-138; Sotinel. 2007. P. 98-100). По его мнению, византийцы должны были отправить раскольников в ссылку, конфисковать их имущество, заключить их в тюрьму (Pelagius I, papa. Ep. 60). П. требовал подвергнуть наказанию епископов Максимилиана и Теренция (Ibid. 65), Павлина, еп. Форума Семпрония (ныне Фоссомброне) (Ibid. 35, 60, 69-71), и Секунда Тавроменийского (Ibid. 41, 78). Особое внимание понтифик уделял мятежным епископам пров. Венеция и Истрия с центром в Аквилее. Вероятно, патриций Иоанн попытался помирить их с П., но не достиг успеха: епископы потребовали, чтобы он прервал общение с понтификом, и после отказа отлучили его от Церкви (Ibid. 24, 38, 50, 52-53). П. привлек к борьбе с раскольниками архиеп. Агнелла Равеннского, к-рый пользовался доверием византийцев (Ibid. 37, 50, 74). В то же время он обращался к представителям власти (наместнику Нарсесу, патрициям Валериану и Иоанну) с просьбами арестовать непокорных епископов, прежде всего Павла Аквилейского, и отправить их к императору в К-поль (Ibid. 52-53, 59-60). Однако обращения П., по-видимому, оставались без последствий, т. к. византийцы уже не были заинтересованы в подавлении сторонников «Трех Глав», которые сохраняли лояльность императору, хотя и отвергали решения V Вселенского Собора. Ставя во главу угла поддержание общественного порядка, визант. власти в Италии стремились к сотрудничеству с местной элитой, в т. ч. с епископатом, поэтому они охотно шли на компромисс по вопросам церковной дисциплины (Sotinel. 2007. P. 104-109). Т. о., П. лишился поддержки представителей власти в борьбе с раскольниками. Хотя епископы Центр. и Юж. Италии признали власть папы Римского, епископ Медиолана присоединился к ним лишь во время понтификата Иоанна III (561-574), тогда как в Аквилейском Патриархате схизма продолжалась до кон. VII в.

Спор о «Трех Главах» привел к падению авторитета Папского престола на Западе. Папа Римский воспринимался как хранитель истинной веры, к-рую Римская Церковь унаследовала от апостолов Петра и Павла, поэтому капитуляция Вигилия и затем П. перед имп. Юстинианом нанесла существенный урон их репутации. Вопреки обычаю П. был вынужден оправдываться перед зап. христианами и доказывать свою верность церковной традиции, прибегая к дипломатическим уловкам (Eno. 1989. P. 53-54; Idem. 1990. P. 134-139; ср.: Sotinel. 2005. P. 284-287). При этом П. стремился упрочить свой контроль над епископами там, где это было возможно. В 557 г. понтифик по обычаю послал Сапауду Арелатскому паллий и назначил его папским викарием, первенствующим епископом в Галлии (Pelagius I, papa. Ep. 5; см.: Battistella. 2017. S. 78-99, 190-192). В Италии П. рукоположил 49 епископов (LP. T. 1. P. 303; ср.: Pelagius I, papa. Ep. 29, 33, 58) и заявил о своем праве рукополагать епископов Медиолана и Аквилеи, хотя это противоречило традиции (Ibid. 24; см.: Sotinel. 2007. P. 101-102). П. рассылал рим. реликвии апостолов и мучеников влиятельным лицам, напр. Сапауду Арелатскому (Pelagius I, papa. Ep. 3-4) и К-польскому патриарху свт. Евтихию, который получил частицу оков ап. Петра и тунику, освященную на гробнице апостола (Ibid. 20).

П. издавал распоряжения, направленные на укрепление церковной дисциплины, прежде всего в Италии, к-рая была разорена вследствие войны между византийцами и готами (Richards. 1979. P. 160-161; ср.: Battistella. 2017). Понтифик велел епископу Волатерр (ныне Вольтерра) прибегнуть к помощи светской власти для искоренения некой ереси, распространенной также в Иллирике (Pelagius I, papa. Ep. 21). П. следил за соблюдением канонической процедуры при избрании епископов (Ibid. 18, 23, 33); обращаясь к римлянам, он призвал их бороться с симонией (LP. T. 1. P. 303), а в послании к галльским епископам высказался против возведения мирян на епископские кафедры (Pelagius I, papa. Ep. 19). Он ограничил поборы, к-рые епископы взимали со священников (Ibid. 25, 32), и напомнил, что имущество, приобретенное епископами за время пребывания на кафедре, принадлежало Церкви (Ibid. 26). Особое внимание П. уделял церковной юрисдикции над клириками: судебные дела, в к-рых клирик выступал ответчиком, находились в ведении епископа (Ibid. 63, 91). Он попросил кор. Хильдеберта соблюдать права клириков и оказывать им подобающее уважение (Ibid. 6). Попытка короля рассудить спор между Сапаудом Арелатским и неким епископом вызвала протест П.: он указал, что такие дела подлежат рассмотрению только в церковном суде (Ibid. 8; см.: Allen, Neil. 2013. P. 189; Neil. 2015. P. 215-216).

Во мн. посланиях П. сообщается о тяжелом положении в Италии. Клирики покидали свои церкви (Pelagius I, papa. Ep. 57), продавали церковное имущество (Ibid. 17, 82) и даже богослужебные сосуды (Ibid. 51). П. поручил папскому нотарию Валентину позаботиться о возвращении церковных ценностей (LP. T. 1. P. 303). Обширные владения Римской Церкви были разорены и заброшены (Pelagius I, papa. Ep. 4, 94). Управление патримонием П. поручал рим. дефенсорам и местным епископам, от к-рых он требовал своевременного получения доходов и надлежащего ведения отчетной документации (Ibid. 12-15, 76, 83-84, 88). Понтифик просил еп. Сапауда Арелатского проследить за сбором доходов с папских владений в Галлии и закупить на эти средства одежду для неимущих римлян, а также позаботиться о беженцах из Рима, к-рые нашли убежище в Галлии (Ibid. 4, 9). С просьбой о помощи П. обратился и к Боэцию, префекту претория Африки (Ibid. 85). Сохранился фрагмент папского послания к визант. наместнику Нарсесу с протестом против несправедливых действий, к-рые способствовали обнищанию италийцев (Ibid. 90). Несмотря на материальные трудности, П. заложил в Риме базилику апостолов Филиппа и Иакова (Санти-Апостоли); строительство завершил его преемник, папа Римский Иоанн III (LP. T. 1. P. 303).

П. был похоронен в Ватиканской базилике св. Петра, в вост. части юж. нефа. Его гробница существовала в XII в. (Codice topografico della città di Roma / Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1946. T. 3. P. 400-401), но была утрачена ко времени разрушения базилики (Tiberii Alpharani De basilicae Vaticanae antiquissima et nova structura / Ed. M. Cerrati. R., 1914. P. 84, 176, 191). В стихотворной эпитафии П. назван «блюстителем апостольской веры» (rector apostolicae fidei), строго хранившим правосл. догматы и врачевавшим церковные разделения. Упоминается о том, что он рукоположил мн. служителей Церкви, не запятнав себя корыстью, заботился о бедных и об обездоленных. Т. о., в эпитафии указаны направления деятельности П., к-рые тот считал важнейшими: защита Папского престола и борьба за единство Церкви, восстановление церковной дисциплины и помощь нуждающимся.

Политика П. оказала существенное влияние на положение Папского престола. Действия Вигилия и П. нанесли серьезный ущерб их авторитету на Западе, и П., несмотря на приложенные усилия, так и не смог полностью восстановить свою репутацию. Однако со временем число противников V Вселенского Собора сокращалось, снижался интерес к решениям Собора. Преемники П. сохраняли лояльность императорам и тесно сотрудничали с визант. властями (т. н. византийское папство). Италия так и не оправилась от последствий войны между византийцами и готами, усугубившихся из-за вторжения лангобардов. В этих условиях преемники П. приняли на себя обязанности по содержанию римского населения и его защите от врагов.

Соч.: CPL, N 1698-1793; Pelagii diaconi ecclesiae Romanae In defensione trium capitulorum / Éd. R. Devreesse. R., 1932. (ST; 57); Epistulae quae supersunt / Ed. P. M. Gassó, C. M. Batlle. Montserrat, 1956.
Ист.: Jaffé. RPR. N 938-1038; Facundi episcopi Hermianensis Opera omnia / Ed. J.-M. Clément, R. Vander Plaetse. Turnhout, 1974. (CCSL; 90A); Facundus d'Hermiane. Défense des Trois Chapitres (À Justinien) / Éd. A. Fraïsse-Bétoulières. P., 2002-2006. 5 vol. (SC; 471, 478, 479, 484, 499); Liberat. Breviar.; LP. T. 1. P. 296-304; Procop. Bella. VII 16. 5-17; 20. 23-25; 21. 17-18; Schwartz E. Vigiliusbriefe. Zur Kirchenpolitik Iustinians. Münch., 1940; The Acts of the Council of Constantinople of 553: With Related Texts on the Three Chapters Controversy / Transl. R. Price. Liverpool, 2009. 2 vol.; Victoris Tonnennensis Chronicon // MGH. SS. AA. T. 11. P. 204-205.
Лит.: Duchesne L. Vigile et Pélage: Étude sur l'histoire de l'Église romaine au milieu du VIe siècle // RQH. 1884. T. 36. P. 369-440; idem. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 225-238; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 193-305; Batiffol P. L'empereur Justinien et le Siège apostolique // Idem. Cathedra Petri. P., 1938. P. 286-317; Abramowski L. Die Zitate in der Schrift «In Defensione Trium Capitulorum» des römischen Diakons Pelagius // VChr. 1956. Vol. 10. P. 160-193; Mainka R. M. Papst Pelagius I. (556-561) und die Einheit der Kirche // Claretianum. R., 1964. Vol. 4. P. 81-145; Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Ages (476-752). L., 1979; Eno R. B. Papal Damage Control in the Aftermath of the Three Chapters Controversy // StPatr. 1989. Vol. 19. P. 52-56; idem. The Rise of the Papacy. Wilmington (Delaware), 1990. P. 131-139; Fraisse-Coué C. Pélage I // Dictionnaire hist. de la papauté / Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1293-1296; Sotinel C. Pelagio I // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 1. P. 529-536; eadem. Emperors and Popes in the 6th Century: The Western View // The Cambridge Companion to the Age of Justinian / Ed. M. Maas. N. Y., 2005. P. 267-290; eadem. The Three Chapters and the Transformations of Italy // The Crisis of the Oikoumene: The Three Chapters and the Failed Quest for Unity in the 6th-Cent. Mediterranean / Ed. C. M. Chazelle, C. Cubitt. Turnhout, 2007. P. 85-120; Allen P., Neil B. Crisis Management in Late Antiquity (410-590 C. E.): A Survey of the Evidence from Episcopal Letters. Leiden; Boston, 2013; Neil B. De profundis: The Letters and Archives of Pelagius I of Rome (556-561) // Collecting Early Christian Letters: From the Apostle Paul to Late Antiquity / Ed. B. Neil, P. Allen. Camb., 2015. P. 206-220; Battistella F. Pelagius I und der Primat Roms: Ein Beitrag zum Drei-Kapitel-Streit und zur Papstgeschichte des 6. Jh. Hamburg, 2017.
А. А. Королёв
Ключевые слова:
Папы Римские Пелагий I († 4.03. 561), папа Римский (рукоположен 16 апр. 556)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)